Porsche 911 RSR готов к гонке на высокоскоростной трассе

Porsche готовится к первой гонке чемпионата FIA WEC в Монце

Штутгарт. Чемпионат мира FIA по гонкам на выносливость в ближайшие выходные (16 – 18 июля) впервые проведет гонку на трассе Гран-при в Монце. На богатой традициями итальянской гоночной трассе главным фактором успеха для Porsche 911 RSR должны стать способность развивать высокие скорости и мощно тормозить. «Гонки в Монце это всегда нечто особенное. Я не могу дождаться момента, когда смогу проехать здесь на своем 911 RSR на полном газу», — говорит заводской пилот Джанмария Бруни, который пилотирует свой «девятьсот одиннадцатый» под стартовым номером 91 вместе с австрийцем Рихардом Литцом. Ожидания у всей команды очень велики. Едва ли какая-нибудь другая трасса способна так проявить суть автоспорта, как Монца, где автомобили едут на пределе на максимальной скорости.

«Когда я прихожу в Монце в гоночный лагерь, у меня всегда мурашки бегут по телу. Уникальная характеристика трассы и ее великая история всегда вызывают у меня яркие эмоции», – отмечает Адам Харди, гоночный инженер Porsche 911 RSR со стартовым номером 92, который пилотируют Кеван Эстр и Нил Яни. Британец добавляет: «Наконец, гонка чемпионата FIA WEC пройдет в Монце. Для болельщиков это будет настоящий спектакль, а для нас, техников, – серьезный вызов». Команде Porsche GT автодром Autodromo Nazionale di Monza знаком не только по прологу чемпионата 2017 года, но и по тестам на трассе длиной 5,793 километра в Королевском парке 120−тысячного города в Ломбардии.

«Этот опыт поможет нам в ближайший уикенд, но не сильно», – говорит Харди и уточняет: «В прологе пять лет назад участвовала прошлая версия 911 RSR. Наши тесты были нацелены на подготовку в Ле-Ману, и поэтому мы использовали на трассе совершенно другой аэродинамический пакет». В чемпионате FIA WEC разрешается использовать измененный пакет только один раз – на главной гонке сезона, 24 часах Ле-Мана. В ближайшей 6−часовой гонке будет использован тот вариант, который был омологирован для всех гонок сезона, кроме Ле-Мана, и этот вариант не подлежит изменениям. «Это означает, что в Монце мы должны добиться того, чтобы наш Porsche 911 RSR с высокой при-жимной силой оказывал минимальное сопротивление встречному потоку воздуха, – разъясняет Харди. – Мы установим заднее антикрыло как можно более горизонтально и адаптируем дорожный просвет, чтобы на длинной прямой разогнаться до 270 км/ч и более. При этом нам нужно быть осторожными, так как автомобиль должен сохранять устойчивость при торможении – иначе будет потеряно много времени».

Хорошо сбалансированный автомобиль наряду с умением развивать высокую скорость является ключом к успеху в Монце. На длинных прямых необходим высокий темп, перед шиканами Variante del Rettifilo и Variante della Roggia требуется максимальная тормозная мощность, а на выходе из поворотов – хорошее сцепление колес с трассой. В быстрых поворотах, например, на обоих виражах Lesmo, а также в Variante Ascari и на известной Parabolica снова нужна прижимная сила. «Поэтому мы постоянно ищем оптимальный компромисс межу прижимной силой, сопротивлением воздуха, сцеплением колес с дорогой и общим балансом» — говорит успешный гоночный инженер, который, кстати, в 2018 году завоевал в Ле-Мане победу в классе со «своим» болидом под стартовым номером 92. «При торможении нам следует следить за тем, чтобы пики температур не были слишком высоки, — продолжает британец. – Если тормозные диски и колодки не будут подвержены воздействию сильных колебаний, то эффективность системы будет более ровной, а ее поведение – более предска-зуемым для пилотов. Это особенно важно перед первой шиканой, где нам на нескольких метрах придется «осаживать» автомобиль с 270 до 63 км/ч».

Перед Rettifilo мы просто бьем по тормозам и надеемся, что автомобиль будет надежно замедляться, – описывает Джанмария Бруни условия на своей «домашней» трассе. – Но почти так же важна способность максимально быстро разогнаться на выходе из поворотов». Именно в таких местах на первый план выходит 515−сильный PS шестицилиндровый оппозитный двигатель Porsche 911 RSR. 75 процентов трассы в Монце гонщики проходят на полном газу, что даже несколько больше, чем на легендарных 24 часах Ле-Мана. «Большая доля участков, которые пилоты проходят при полной нагрузке, не является проблемой для двигателя», – разъясняет Александр Штелиг, операционный директор Porsche в чемпионате FIA WEC, и добавляет поразительную фразу: «Для гоночного двигателя хуже всего, если гонка идет в медленном темпе». На длинных прямых в Монце в двигатель поступает достаточно охлаждающего воздуха. «Для двигателя нет разницы, раскручивается он до 8500 оборотов на четвертой или на шестой передаче – главное, чтобы температура оставалась в допусти-мых рамках. Проблемы могли бы возникнуть на городской трассе с частыми разгонами и торможениями, но никак не в Монце», — продолжает Штелиг.

Однако один недостаток у высокоскоростных участков все же есть: расход топлива очень сильно возрастает. «Монца и Спа-Франкоршам – это главные пожиратели бензина в календаре, – подтверждает Адам Харди. – Но мы исходим из того, что бака на час должно хватить. Если это так, что гонка будет состоять, как обычно, из шести смен – если только выезды автомобиля безопасности не потребуют изменения стратегии». Такие сценарии заранее проверяют специалисты по тактике. Когда стоит досрочно заехать на лишний пит-стоп? Когда стоит максимально сэкономить бензин во время движения за автомобилем безопасности, чтобы продлить смену? Ответы на все эти вопросы будут готовы еще до старта 6−часовой гонки 18 июля. Команда Porsche GT ведет последовательную подготовку. «Мы выходим на гонку с высокой степенью мотивации», – подчеркивает Харди и, улыбаясь, добавляет: «Монца – это домашняя трасса для Ferrari, нашего главного противника в классе GTE Pro. Мы бы с удовольствием обошли их»